В среде психотерапевтов часто можно услышать выражение «психотерапевтическая непроработанность». Так говорят о клиентах, не имевших в прошлом позитивного опыта взаимодействия с пси-специалистами. Если несведущий человек заглянет в кабинет психотерапевта и увидит там двух людей, он может услышать диалог, напоминающий отрывок из книги Льюиса Кэрролла «Безумное чаепитие».
Алиса – это пудинг, пудинг – это Алиса!
Психотерапия – загадочный процесс, который действует на людей по-разному. В ее основе лежат доверительные взаимоотношения между психотерапевтом и клиентом: только доверяя человеку, можно отправиться с ним в путешествие по глубинам собственной психической жизни. Одних людей привлекает сложность психоанализа, благодаря которому люди начинают лучше понимать, что с ними происходит. Другим нравится гуманистическая психотерапия, работа с чувствами в группах встреч, третьи предпочитают поведенческое направление с акцентом на выборе реалистичной цели и видах поведения, которые требуют изменения. Сторонники рационально-эмотивной терапии приходят в восторг от результатов провокационно-конфронтационного стиля работы терапевта, с помощью которого разрушаются иррациональные убеждения клиентов. Эриксонианский гипноз, стратегическая терапия и нейролингвистическое программирование относятся к относительно новым стратегиям психотерапии, и их эффективность превосходит ожидания людей, осваивающих данные направления.
Все перечисленные выше приемы по-своему действенны и дают положительные результаты. Кого же можно считать успешным специалистом, знающим свое дело и способным помочь человеку с проблемами? Оптимального терапевтического подхода не существует. Разносторонняя подготовка психотерапевта, который имеет в своем профессиональном багаже опыт владения различными психотерапевтическими методиками, активное применение разных психотерапевтических направлений позволяет ему быть более гибким в выборе тактики и стратегии психотерапии. Постоянное интенсивное обучение в течение жизни расширяет кругозор и способствует осознанию того, что существуют некие основные психотерапевтические механизмы воздействия, скрытые от поверхностного наблюдения. Многие теоретические подходы оказываются эффективными в работе даже при том, что действия и позиции психотерапевтов иногда прямо противоположны. Как же все-таки работает эта загадочная психотерапия? Как распознать хорошего специалиста по избавлению от душевной боли и потрясений, способного помочь и не навредить? И в чем заключается успех психотерапевта? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.
Встретить бы кого-нибудь разумного для разнообразия!
Интересно, что все успешные психотерапевты, независимо от направления, специализации и стиля работы, которых они придерживаются, имеют общие личностные качества и образ мышления, помогающие их клиентам добиваться позитивных изменений в жизни.
Попробуем нарисовать портрет успешного психотерапевта с точки зрения клиента. Люди, как правило, предпочитают работать с чутким, отзывчивым и внимательным специалистом, способным выслушать и понять. Психотерапевт должен быть компетентным в своей профессии, иметь определенный статус в психотерапевтических кругах, обладать собственным престижем и излучать уверенность в своих силах. При этом важно понимать, что наличие множества сертификатов и лицензии на право ведения практической деятельности не всегда является показателем профессионализма. Секрет психотерапии заключается в том, что лечебное воздействие на клиента оказывает непосредственно личность психотерапевта, его бессознательное и человеческие качества. Многими преподавателями вузов отмечена странная закономерность: студенты психологических вузов, досконально знающие теорию, впоследствии не сильны в практике. Клиенты очень ценят умение психотерапевта вселять надежду, его участие и способность поддержать в трудную минуту. Как и в любой области жизни, где неизбежно влияние человеческого фактора, люди испытывают симпатию к тому человеку, который чем-то похож на них самих. Специалист должен иметь некое сходство с клиентом, но необходимы и отличия (чаще всего это качества психотерапевта, которыми хотел бы обладать сам клиент).
Если разом осушить бутылку с пометкой «яд», то рано или поздно
почти наверняка почувствуешь легкое недомогание
Подавляющее большинство потенциальных потребителей психотерапевтических услуг в начале путешествия в глубины своей психики находят множество веских доводов в пользу того, что способны самостоятельно справиться со своими проблемами и выйти из кризиса. Они начинают посещать психологические семинары, форумы и сайты, скачивать и покупать психологическую литературу, пытаясь найти ответы на волнующие их вопросы. С момента возникновения травматической ситуации в качестве поддержки и опоры обычно выступают друзья, родные и близкие люди, коллеги и сослуживцы. Иногда запутавшийся в своих чувствах и мыслях человек долгое время пытается излечить себя своими силами и ресурсами.
Процесс самоисцеления можно сравнить с ситуацией, когда глубокую рану с переломом лечит не врач. Да, первую помощь оказать реально, имея минимум медицинских знаний и навыков, и, может статься, рана со временем даже успешно затянется, а перелом как-то срастется – человеческому организму свойственно восстанавливаться. Но при этом иногда кость будет ныть на погоду, боль – проявляться при физических нагрузках, а шрам от раны – постоянно напоминать о случившемся. Боль стихнет и будет лишь изредка возвращаться в ситуациях, подобных старой травме. Примерно так выглядит самоврачевание душевных ран по принципу «Время все излечит и расставит по своим местам».
Данное утверждение легко оспорить, представив себе мужчину, которому довелось побывать на войне. Бывшие мальчики-афганцы, парни, прошедшие Чечню, насмотревшиеся ужасов и являвшиеся непосредственными участниками событий, брошенные на настоящую войну в 18 лет, до сих пор до конца не оправились от потрясений. Взрослые мужчины, которым повезло вернуться живыми, имеющие семьи, детей, внуков, настолько глубоко травмированы душевно, что до сих пор просыпаются от кошмаров, не любят праздничных салютов и видят страшные сны – отголоски событий прошлых лет.
Любая рана, в том числе душевная, должна лечиться своевременно, грамотно и правильно.
Гораздо легче выпить больше, а не меньше, чем ничего
Психотерапевтический процесс по умолчанию не может быть веселым, праздничным и легким. Если вы испытываете боль – это нормально, все-таки вы живой человек. Если чувствуете после сеанса опустошение и усталость, значит, во время сессии были затронуты какие-то очень важные для вас вещи. Если вы чувствуете радость от понимания чего-то важного и наконец-то нашли ответ на вопрос, который мучил вас долгие годы, – это тоже хорошо. Инсайты в процессе психотерапевтических сеансов, а чаще всего после них, – нормальное явление. И реакция тела и души на такие воздействия не бывает однозначной, вопреки распространенному мнению о том, что психотерапия должна приносить только радость.
Какие состояния свойственны людям, только что покинувшим кабинет психотерапевта? Временами вы будете выходить после сеанса вдохновленным на новые дела и свершения, с чувством глубокого удовлетворения и радости. Иногда у вас будут подгибаться колени, отказываться идти ноги, вы можете медленно приходить в себя после сильного потрясения от очередного инсайта, сидя в машине и не пытаясь ехать домой. Психотерапевт собственными интерпретациями может нечаянно задеть вас за живое и причинить боль своими, вроде бы простыми, вопросами. Однажды психотерапевтический сеанс может показаться вам самым страшным часом в жизни – после него вы будете чувствовать себя избитым, израненным, но боль, ощущаемая вами, окажется старой непрожитой болью от какой-либо потери или давнего расставания. Она просто была запрятана внутрь вашего тела и мешала вам жить дальше и чувствовать себя хорошо. Прожив эту боль вместе с психотерапевтом в безопасной обстановке, вы продвинетесь на шаг вперед в своем личностном развитии и освободите часть энергии, годами направляемой на удержание и подавление боли, для более позитивных целей. Важно понять, что настоящий психотерапевт никогда не оставит вас равнодушным, и после продуктивного сеанса вы всегда будете заниматься саморефлексией, у вас появятся новые вопросы и мысли.
Откусишь с одной стороны – подрастешь, с другой – уменьшишься
Психотерапевты – это обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Они бывают разными. Критика и осуждение, отсутствие чуткости и высмеивание, нетерпимость и жесткость со стороны специалистов, придерживающихся некоторых психотерапевтических направлений, иногда могут оказать воздействие на клиента. Психотерапевтам удается встряхнуть человека своей честностью и прямотой, некорректным вмешательством, от которого становится неуютно и страшно, их интерпретации иногда заставляют клиента по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. Другие психотерапевты, напротив, могут быть чуткими, заботливыми и внимательными, создавать впечатление, что им известны все скрываемые клиентом тайны, при этом не спеша делиться с вами своими открытиями. Заботливый психотерапевт будет внимательно слушать, соглашаться с размышлениями клиента, пришедшего на сеанс, и в итоге сможет убедить его в том, что он сам лучше знает свои потребности и как действовать в определенных обстоятельствах. Обычно психотерапевты такого типа не вызывают страха у людей, чувствующих себя при таком методе работы в полной безопасности, так как терапевт двигается именно с той скоростью, которую предложил ему клиент. Психотерапевт другого склада может встречать вас естественной и приветливой улыбкой, сочетать в себе заботливость с умением вступать в конфронтацию, а также уравновешенность и категоричность. Он умеет вселять надежду одним только своим присутствием, не давая при этом никаких обещаний. Внимательно и спокойно выслушав клиента, он может подать рассказанные факты совершенно в другом свете и задать вопросы, на которые человек пока не знает ответа. Такой специалист разрешит вам делать все, что вы хотите, и быть самим собой. Он будет уверенным в своих силах, но достаточно сдержанным и скромным, интенсивно работать, но при этом не напрягаться, обладать ясным, живым и острым умом, однако данный факт не позволит вам чувствовать себя рядом с ним глупым и никчемным. Сложность в том, что, выбирая одного психотерапевта, вы лишаетесь того, что могут дать другие. Любой специалист может затронуть важную струну в вашей душе, которая откликнется на их действия, поэтому спросите себя, что вам будет полезнее: открытая конфронтация или заботливая поддержка?
Мы все здесь сумасшедшие. Я сумасшедший. Ты сумасшедшая.
Люди часто сомневаются в необходимости обращения к психотерапевтам. Обычно они подыскивают для себя традиционные оправдания в виде того, что терапия – это слишком долго и дорого, отнимает свободное время, бесполезное времяпрепровождение, к психотерапевтам ходят только сумасшедшие и тому подобные отговорки, скрывающие скептицизм и недоверие. Такое предвзятое мнение о рынке психотерапевтических услуг можно объяснить тем фактом, что люди до конца не представляют себе, что именно происходит на психотерапевтических сеансах. Обычно мнение складывается на основе просмотренных сценарных телешоу с участием приглашенных специалистов, художественных фильмов о психоаналитиках, рассказов знакомых. И мнение это чаще субъективно, потому что собственное и объективное восприятие терапевтического процесса может сложиться только на основе личного опыта взаимодействия с психотерапевтом, и желательно не одним, а несколькими. Выбор подходящего именно вам врачевателя души (как и стоматолога, парикмахера, школы для ребенка) может быть достаточно долгим и трудным, но оно того стоит.
Очень сложно уловить, почему одни психотерапевты нравятся, а другие нет. Но после общения с несколькими специалистами до начала психотерапии кто-то покажется вам более подходящим именно для вашего случая. Иногда невозможно понять, что именно делает ваш психотерапевт и что оказывается в работе с ним особенно полезным, но вам нравится с ним общаться, хочется быть похожим на него и таким же уверенным в своих силах. Психотерапевт, который сможет помочь, должен быть интересен вам как человек, вызывать у вас желание познакомиться с ним поближе, являясь примером для подражания.
Как интересно! – подумала Алиса. – А если войти –
наверное, будет еще интересней. Пожалуй, войду!
Офисы психотерапевтов похожи один на другой. В кабинете обычно формальная обстановка: пара кресел, иногда кушетка, полки для книг, возможно, игрушки для маленьких пациентов, коробка с салфетками, телефон и часы. Там нет ничего лишнего, а главное – не должно быть фотографий и предметов, которые могли бы пролить свет на личную жизнь человека. Важно, чтобы фигура психотерапевта была анонимной для клиента, иначе привнесенный личный материал помешает рабочему взаимодействию.
Что же происходит в кабинете за закрытыми дверями, когда там встречаются два человека? Наверное, психотерапевтический сеанс – это единственное место, где человека внимательно, не перебивая, может выслушать другой человек. Здесь доверительное и спокойное общение, заинтересованность собеседников друг в друге. Не углубляясь в тонкости и детали психотерапевтического процесса, можно представить ситуацию следующим образом: человек чувствует себя неважно, поэтому идет к специалисту и обсуждает с ним свою проблему. Покидает он кабинет в сравнительно хорошем настроении и чувствует себя намного лучше, но вместо тяжести в душе появляется множество непростых вопросов, на которые требуется найти ответы.
Стиль работы каждого психотерапевта содержит собственную уникальную теорию, которая отражает его индивидуальность, ценностные ориентиры, жизненные интересы, опыт и профессиональную подготовку. Рассмотрим общие признаки, присущие эффективным психотерапевтам: знаниями и опытом такого терапевта можно легко воспользоваться, он обладает гибким мышлением и легко приспосабливается к обстоятельствам, может легко корректировать стратегии вмешательства в зависимости от ситуации, доверяя своей интуиции, и комбинировать существующие техники для решения проблем клиента. Успешный психотерапевт извлекает максимум пользы из минимума доступной ему информации и делает определенные клинические выводы. Он может обнаружить однотипные ситуации в цепи очевидно не связанных между собой событий и выявить взаимосвязи между фактами. Психотерапевт способен спрогнозировать ход развития событий в жизни клиента, исходя из его прошлого опыта, и выявить самые важные особенности ситуации или разговора, относящиеся к делу.
Если бы каждый человек занимался своим делом, Земля вертелась бы быстрее
Психотерапевты интерпретируют сны, отражают чувства, работают с иррациональными убеждениями, проводят анализ событий, подкрепляют конструктивное поведение клиента и применяют множество других технических подходов. По сути дела, различия между успешными психотерапевтами иллюзорны: все они применяют по отношению к людям некое вмешательство, которое в итоге помогает исцелению последних. Клиенты хотят быть похожими на своих психотерапевтов спокойствием, мудростью, умением себя контролировать, перенимают их привычки, стиль одежды и манеру разговаривать. И если человек общается с психотерапевтом длительное время, это происходит не только потому, что его устраивает результат психотерапии и изменения в себе, но и из-за магической притягательности личности терапевта. Таким образом, если вы решили начать психотерапевтическое путешествие, вам необходимо сначала отправиться на поиски своего терапевта, который будет обладать особой силой, энергетикой, харизмой и человеческой привлекательностью. Только у человека, отличающегося внутренней силой и уверенностью в себе, можно в итоге чему-то научиться. В процессе психотерапии происходит самоисцеление человека – как результат постепенной передачи ему такой силы психотерапевтом.