Психоанализ не может сказать о взрослом ничего такого,
что в конечном счете не затрагивало бы и ребенка.
Йохен Шторк
Детский психоанализ – это психоанализ детских неврозов. Во взаимодействии с детьми используется специальная техника игровой терапии. Идет работа с фантазиями, психической реальностью, значимыми проблемами ребенка, исследуется его бессознательное. В процессе терапии с ребенком происходит исчезновение его симптомов.
Психоанализ с детьми проводится от 2 до 4 раз в неделю. Чаще всего родители решают отдать ребенка в краткосрочную терапию (15-20 сессий) или фокусную, которая направлена на конкретный симптом (например, страхи, отказ ходить в школу, бессонница). Длительная терапия продолжается уже более 20 сессий (например, в случае тиков, энуреза). В процессе терапии ребенка проводится обязательная психоаналитическая консультация для родителей.
Эквивалентом свободных ассоциаций у ребенка выступает его деятельность. Это игра, фантазии, двигательная активность, вербализация, продукты творчества, то, как ребенок позиционирует себя в кабинете. Аналитик не вступает в игровую деятельность ребенка, его задача – вербально отражать его чувства.
Первые встречи – диагностические – проводятся вместе с родителями. Затем родители приводят ребенка и оставляют его наедине с аналитиком. Работа с ребенком обязательно проводится вне стен его дома. Иначе эффективность такой терапии равняется нулю.
Смысл детского психоанализа весьма прозрачен. Детская психика пластична, в раннем возрасте есть возможность пробраться к конфликтному материалу, лежащему близко к поверхности и исправить родительские ошибки. Симптомы в этом возрасте легко купируются, ребенок ещё не умеет критически отслеживать свои высказывания, он ведет себя естественно, в отличие от взрослого.
В подростковом возрасте также есть возможность проработать психотравмы, полученные в ранний детский период. В возрасте с 12-13 до 18-22 лет идет вторичный процесс развития. У ребенка наступает психический разлад, теряется внутренняя поддержка. Его эго и супер-эго ещё не сформировались, а от родительских он уже избавился. Поэтому в подростковом возрасте ребенок более беззащитен, чем в раннем. И ему как никогда нужна поддержка человека со стороны, так как родительский авторитет в это время теряет свою силу и привлекательность.
Показания:
повышенная истощаемость, усталость, капризность, страхи, тики, навязчивости, фобии, энурез, энкопрез, депрессия, эмоциональные и психосоматические расстройства, нарушения сна и аппетита, сосание пальца, бессонница, агрессивность, склонность к травматичному поведению, снижение успеваемости, отсутствие интереса к школе, аффективные вспышки, смерть значимого объекта, развод родителей и т.д.
Семинар "Детский и подростковый психоанализ" >>
Рекомендуемая литература:
Блюм Г. Психоаналитические теории личности
Бремс К. Руководство по детской психотерапии
Винникот Д. Разговор с родителями
Винникот Д. Маленькие дети и их матери
Винникот Д. Пигля
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Песочная игротерапия
Дикманн Х. Любимая сказка из детства
Дилео Д. Детский рисунок
Дольто Ф. На стороне ребенка
Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания
Захаров А. Происхождение детских неврозов и психотерапия
Кляйн М. Развитие в психоанализе
Лакан Ж. Стадия зеркала
Лэндрет Г. Игровая терапия. Искусство отношений
Маршалл Р. Сопротивления в терапии детей и подростков
Миллер А. Драма одарённого ребёнка.
Миллс Д. Кроули Р. Терапевтические метафоры
Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии
Потапова В.А. Психоаналитическая психодрама с детьми и подростками
Пухова Т.И. Шесть кукол
Романова Е. Потемкина О. Графические методы в психодиагностике
Серз У.и М. В ожидании малыша
Сибилл Биркхойзер-Оэри Мать. Архетипический образ
Соколов Д. Сказкотерапия. Лоскутное одеяло
Тайсон Р. и Ф. Психоаналитические теории развития
Тайсон Р. и Ф. Теории личности
Ферс Грег. Тайный мир рисунка
Фигдор Г. Дети разведенных родителей
Фигдор Г. Психоаналитическая консультация для родителей
Фрейд А. Психопатологии детства
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа
Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов
Фридрих Е. Триангуляция
Циантис Дж. Контрперенос в психоаналитической психотерапии детей и подростков
Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка
Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста
Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия
Шторк Й. Психическое развитие ребенка
Экслайн В. Игровая терапия в действии
Экслайн В. Развитие личности в игровой терапии
Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика
|