Все мы являемся потребителями рекламной продукции. В магазине большинство людей предпочитает брать товар, который уже знаком по рекламному ролику. Нередко от продавца можно услышать фразу: «Берите, это даже по телевизору рекламируют». Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как создается реклама и что лежит в основе рекламного воздействия?
В основе восприятия рекламы лежат бессознательные механизмы. Наша культура разными способами репрессирует природные желания человека. Отсюда возникает внутреннее напряжение, вызванное неисполненным желанием. В итоге наше возбуждение не может быть отреагировано должным образом. Стремление исполнить запрещенное желание толкает человека на поиск его символического заменителя, который предлагается ему в виде товара. Покупка товара на какой-то момент ослабляет напряжение неисполненного, природного, запретного желания, но затем оно вновь нарастает, так как товар не является исполнением природного желания, а лишь его символическим заместителем.
Правильно созданная рекламная продукция всегда имеет определенную цель и адресована конкретным точкам уязвимости человеческой психики. Рекламное послание всегда имеет неосознаваемое содержание, которое можно реконструировать.
В современном обществе существуют способы манипулирования потребителем, и с помощью различных СМИ у человека формируется определенная установка на покупку. Делается это с помощью различных средств, включая использование фрейдистской символики.
С течением времени было установлено, что использование скрытых сексуальных мотивов в рекламе гораздо эффективнее использования явных. Также выяснилось, что зритель всегда бессознательно отождествляет себя с героем рекламы одного с собою пола. С тех пор больше внимания стало уделяться гендерному аспекту рекламы и товары для женщин стали рекламироваться женщинами, а товары для мужчин – мужчинами. Реклама в итоге разделилась на мужскую и женскую.
Психоаналитическая теория внесла в рекламное дело очень важное открытие. Реклама – это искусственное сновидение, оно имеет скрытый смысл, который состоит в исполнении запретного агрессивного или сексуального желания с помощью рекламируемого товара. Практически вся реклама сегодня построена по принципу детского сновидения, в котором рисуется исполнение какого-либо желания с помощью приобретения товара. Конечно же, имеется в виду та рекламная продукция, которая создана специалистами. Поэтому, если рассматривать рекламу как аналогию сновидения, то возможно применять для экспертизы рекламной продукции психоаналитические методы исследования сновидений.
Познакомиться с психоаналитическими принципами исследования рекламы, получить возможность ориентироваться в скрытых механизмах воздействия рекламы на потребителя, научиться анализировать символику рекламы и создавать качественную рекламную продукцию вы можете на семинаре "Психоаналитический подход к созданию рекламного продукта" >>
Рекомендуемая литература:
Лебедев-Любимов А. Психология рекламы.
Мазин В. Пепперштейн П. Толкование сновидений.
Мозер К. Психология маркетинга и рекламы.
Песоцкий Е. Современная реклама.
Фландерс С. Современная теория сновидений.
Фрейд З. Толкование сновидений.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному.
|