В кино и ходят-то для того, чтобы дать облик и слово обитающим в себе призракам. По сравнению с психоаналитическим сеансом сеанс кинематографический - довольно экономный способ вызвать этих призраков пред собой: на экран.
Жак Деррида
В 1895 году произошло два важных для человечества открытия: Зигмунд Фрейд создал новое направление – психоанализ, а братья Люмьер изобрели кинопроектор и показали людям первый в мировой истории фильм. Несмотря на то, что психоанализ и кино появились на свет практически одновременно, дружбы между ними сразу не возникло. Киноискусство ещё долгое время не рассматривалось серьезно, несмотря на общие точки соприкосновения и свидетельства огромного влияния, которое психоанализ оказал на кинематограф. А в 40-60 годы уже ни один фильм не обходился без применения психоанализа и любое творение Хичкока яркий тому пример.
В кино часто невозможно обойтись без идей психоанализа как при его создании, так и для его понимания. Киномир – это очень интересный феномен. Любой фильм всегда отражает внутренний мир режиссера. Несмотря на то, что зрители смотрят одну и ту же картину, каждый из них воспринимает героев по своему. Кино влияет на человека в гораздо большей степени, чем литература, так как говорит с бессознательным зрителей напрямую с помощью звука и образа. И наше сознательное видение фильма отличается от его бессознательного восприятия.
Талантливый режиссер оперирует изобразительными средствами, символическим рядом, звуковыми стимулами, чтобы донести до зрителя на бессознательном уровне свой замысел. Поэтому просмотр фильма стоит в одном ряду с феноменом сновидения. Каждый человек имеет свое содержание бессознательного пласта психики, поэтому один и тот же фильм специфичен для восприятия отдельного зрителя.
Точно также как сновидение избавляет человека от внутренних подавленных конфликтов, с помощью галлюцинаторного удовлетворения его желаний, также работает и кино. Эмоции и переживания зрителя при просмотре картины трансформируются в мысли, а происходящее на экране выступает как контейнер для проекций смотрящего фильм. Французский психоаналитик Лакан сказал: «Не только картина находится в нашем зрачке, но и мы находимся в картине".
Самыми успешными картинами становятся те, содержание которых обычно созвучно подавленным желаниям и страхам массовой аудитории. В кинокартинах находят отражение множество человеческих проблем. Вместе с главными и второстепенными героями, сидя в темном зале, мы неосознанно прорабатываем свои собственные проблемы, агрессивные импульсы, исполняем желания, овладеваем травматическими переживаниями, избавляемся от накопившегося напряжения. "Кино - предельно извращенное искусство. Оно дает вам не то, что вы желаете, но учит, как желать" - сказал словенский психоаналитик, толкователь Лакана Славой Жижек.
Несмотря на явное симбиотическое существование психоанализа и кинематографа, сам Фрейд очень скептически относился к явлению кино, не позволял себя снимать, отказывался от участия в фильмах и до конца своей жизни не верил в возможность экранизации своей великой теории.
Кино можно смотреть по-разному. Интереснее всего наблюдать за происходящим на экране сквозь призму психоанализа: анализировать литературную историю фильма и характеры героев; рассматривать созданное режиссером как историю его жизни и проекцию его внутреннего мира; изучать переживания каждого зрителя, связанные с событиями фильма и трактовать их значение. Аналогичным образом можно рассматривать сквозь призму кинематографа и сам психоанализ.
В своей книге «Сновидения кино и психоанализа» российский психоаналитик В.А. Мазин очень четко и красиво иллюстрировал симбиотическую связь психоанализа и кинематографа словами : «Публичное искусство кинематографа отражает мир человека с его мечтаниями и представлениями не в меньшей мере, чем его личные сны. Кино рождается из снов, - свидетельствует Пьер Паоло Пазолини. Из снов рождается психоанализ, ведь именно сновидения Зигмунд Фрейд называет «королевским путем к пониманию бессознательного». Закончив писать очередную главу «Толкование сновидений», он выходит из своей беседки в саду в сомнамбулическом состоянии. Так выходит под впечатлением от фильма кинозритель».
Возможно, именно поэтому кинематографические фантазии великих и известных режиссеров увековечены на цифровых носителях, и мы можем пересматривать их и каждый раз находить для себя нечто новое в казалось бы давно знакомой картине.