Сайт психоаналитика Андрахановой Натальи
Психоаналитический портал, г.Междуреченск
Сайт психоаналитика Андрахановой Натальи
 
      Психоаналитик Андраханова Наталья Владимировна, тел. 8 903 994 35 11      

 


Детская депрессия

(Фармацевтический журнал "Леди Вита ", г. Москва, сентябрь, 2008 г.)

Как это ни странно звучит, но и у детей, включая младенцев, тоже бывает депрессия. Правда, проявляется у детей она несколько иначе, чем у взрослого человека. Поэтому многие родители, воспитатели и учителя часто даже и не догадываются, в каком состоянии находится ребенок. Странности в его поведении списываются на трудности характера, неправильное воспитание и капризность. Причинных факторов возникновения депрессивной динамики у ребенка может быть несколько. Рассмотрим самые основные из них.

Значительная для ребенка потеря в возрасте примерно от года до двух лет фактически гарантирует некоторую депрессивную динамику. Ребенок, чей родитель вдруг внезапно исчезает, в силу своего понимания мира всегда разовьет предположение, что плохим является он сам.

Причиной детской депрессивности может быть семейная атмосфера, где существует негативное отношение к плачу или трауру. Многие родители моделируют отрицание горя и настаивают на том, чтобы ребенок присоединился к семейному мифу о том, что будет лучше без потерянного объекта, вынуждают ребенка подтвердить, что он не чувствует боли. В итоге переживание горя ребенком становится скрытым. Оно уходит вглубь и постепенно принимает форму убеждения, что в собственном Я что-то неправильно.

В нашей субкультуре не принято брать детей на похороны, рассказывать правду о смерти. Дети переживают интенсивное не выражаемое словами давление, которое исходит от эмоционально отягощенного родителя. Во многих семьях не принято открыто переживать горе, а забота о себе считается эгоизмом.

Многие родители на протяжении всего детства увещевают ребенка «не хныкать и взять себя в руки». Не смотря на то, что естественные регрессивные реакции ребенка в ответ на семейные проблемы не должны поддаваться контролю со стороны родителей. Впоследствии, во взрослой жизни, такой ребенок испытывает острую необходимость скрывать от других любые травматичные аспекты своей жизни.
Сильнейшим причинным фактором возникновения депрессии у ребенка, является характерологическая депрессия у родителей, особенно в его ранние годы развития. Дети всегда переживают глубокое беспокойство в связи с депрессией родителей. Они чувствуют вину за естественные для их возраста требования и приходят к убеждению, что их потребности истощают других.

Депрессивная мать может обеспечить ребенку только надзорный уход, но эмоционально она для ребенка недоступна.

Чистый, ухоженный, красиво одетый ребенок всегда воспринимается окружающими позитивно. Но при этом он может быть лишен эмоционального тепла собственных родителей.

Любой ребенок развивается нормально только в тех отношениях, где его удовлетворяют. Всегда необходимо удовлетворять не прямой, а скрытый запрос ребенка. Если ребенок просит маму с ним поиграть, это не значит, что ему не хватает партнера для игры, у детей всегда есть воображаемый собеседник. Это значит, что ребенок нуждается в данный момент именно в мамином присутствии.

Детские эмоциональные расстройства

Детские эмоциональные расстройства относятся к расстройствам аффективной сферы. Хотя раньше считалось, что дети не склонны к подобным расстройствам. Распознать детскую депрессию не сложно.

При депрессии у детей сниженное либо повышенное настроение, наблюдается заметное снижение активности в речевой или моторной сфере.

При витальных расстройствах обычно нарушается сон и аппетит.

Для детей в депрессии характерны алгические расстройства: боли разной локализации. У ребенка часто болят голова и живот - это основные точки соматической уязвимости у детей. Распознать алгические боли у ребенка просто – боль не убирается анальгетиками.

К проявлениям депрессии относятся энурез, запоры, тики, навязчивости и любое нетипичное поведение у ребенка.

После трех лет у депрессивных детей часто появляются галлюцинаторные и катотонические явления.

После 3-4 лет депрессивные состояния становятся более явные. Преобладают соматовегетативные нарушения. Родители обследуют детей на наличие нарушений систем и органов, которые у них страдают, но врачи не находят там патологии.
В ряде случаев у депрессивного ребёнка наблюдается регресс: сосание пальцев, расчесывание болячек, элективный мутизм (избирательное неговорение).

Моносимптомы у детей всегда свидетельствуют об аффективном расстройстве, таким образом выражается депрессия.

До 10 лет аффективные расстройства обычно маскируются соматовегетативными и поведенческими нарушениями.

У школьников в состоянии депрессии обычно наблюдается снижение успеваемости.

Поведение и внешность депрессивного ребенка

Поведение детей с депрессией всегда стереотипное. Депрессивный ребенок не испытывает абсолютно никакого интереса к жизни. Для обычного здорового ребенка это состояние неестественно и ненормально.

Детскую депрессию распознать совсем несложно. Она выражается в нарастающей моторной вялости, у ребенка снижаются эмоциональные проявления, появляется беспричинное длительное нытье, немотивированный плач. При этом удовлетворение его желания не приводит к прекращению нытья.

Лицо депрессивного ребенка обычно неподвижно, на нем как - бы застывшая маска, выражение на лице практически отсутствует. У него неживое лицо манекена.

У детей более старшего возраста, латентного (от 6 до 11 лет) и предпубертатного (12-13 лет) возрастов на лице приклеенная улыбка. Этакая полуулыбка, за которой скрываются боль, страх и стыд. Такая улыбка может быть попыткой вызвать расположение взрослого. Если депрессия усиливается, то у ребенка наблюдается изменение осанки и походки. Он начинает сутулиться и волочь ноги. Родители обычно при этом ругаются, а у ребенка просто вялая моторика.

При депрессии дети отказываются идти гулять, прогулки их не интересуют. У депрессивных детей отсутствует всякое желание выходить на улицу, и одному и с родителями.

Ночью у ребенка с депрессией наблюдается бессонница, он просто лежит без сна с открытыми глазами, но при этом обычно не зовет никого из родителей. Депрессивный ребенок часто жалуется на скуку, выражая её словами: «Я ничего не хочу, мне скучно, мне нечем заняться». Дети постарше говорят: «Со мной никто не играет». Дети предподросткового возраста (12-13 лет) обычно заводят разговоры о собственной несостоятельности и вине.

Подросток при усиливающейся депрессии, наоборот, проявляет двигательную активность, беспокойство, вертит что-то в руках, постоянно двигает или трясет ногами.

Двигательная заторможенность обычно наблюдается с утра, к вечеру бывает некоторое оживление.

Иногда длительное время при депрессии ребенок просто демонстрирует равнодушие и безразличие в поведении.

Другие проявления депрессии

У депрессивных детей, как правило, наблюдается зябкость, потливость, колебание давления, снижение массы тела, дискенезия, нарушение пищеварения, дизбактериоз. Детей родители усиленно лечат у врачей, а на самом деле ребенка следует отправить на психотерапвтический курс к детскому психотерапевту.

Снижения у ребенка интереса к окружающему как правило никто не замечает: депрессивный ребенок обычно тихий, спокойный, не бегает, не кричит, и это воспринимается родителями как норма.

У ребенка с депрессией присутствует гиперостезия – повышенная чувствительность к раздражителям или повышенная тактильная чувствительность. Ребенок не выносит громкого шума и резких звуков, ему постоянно мешается воротник, свитер или шапка.

В тяжелых случаях ребенок утрачивает ранее приобретенные знания, умения, навыки, снижается его интеллектуальное функционирование. Часто таким детям выставляется ложный диагноз "задержка психического развития" (ЗПР), под которым скрывается депрессивный синдром.

Ребёнку в депрессии свойственна повышенная истощаемость, усталость, капризность. При выполнении уроков многочасовое сидение за столом не приносит результатов. Умение самостоятельно готовить уроки чаще всего исчезает.

Нарушается способность переживать неудачу, ребенок отказывается от достижений, чтобы не почувствовать беспомощность. Жалуется на скуку, ему «нечем заняться».
Дети дошкольного возраста очень обидчивыи ранимы, со сверстниками не играют, им снятся печальные сновидения, их фантазии тоже очень печальные.

Фон депрессивного расстройства

После 5-6 лет на фоне депрессивного расстройства у ребенка часто появляются самоуничижительные высказывания, немотивированная агрессия. Во время латентного (6-11 лет) и предпубертатного возраста (12-13 лет), если есть пусковая травматическая ситуация (смерть, развод, болезнь родителей), у ребенка присутствует вина и жажда самонаказания (он постоянно бьется обо что-нибудь, травмируется, наносит себе якобы случайные повреждения).

Хотя сама реакция на значимое событие у ребенка отсутствует, но так быть не должно. Завуалированно реакция проявляется в появлении травматичного поведения, тиков, навязчивостей, фобий или каких-то других симптомов.

При депрессии у детей нарушается восприятие частей тела ("это моя рука виновата"). Нарушается осознание деятельности (характерны частые вопросы типа "мама, а я уже ел?", "папа, а мы сегодня гуляли?"), а также осознание пола и возраста (дети не могут ответить на элементарные вопросы о своем поле и возрасте).

Депрессивным детям свойственно постоянно и беспричинно, ненасытно просить у родителей прощения: "Папочка, прости меня, пожалуйста", и искать вербального подтверждения любви: "Мама, а ты меня точно любишь?". Речь у ребенка при этом обычно невнятная, больше похожая на шепот, его сновидения мрачные.

У ребенка при депрессии могут наблюдаться двигательные навязчивости (он постоянно дергает руками, двигает ногами), различные фобии ("боюсь волка", "у меня в комнате чудовище"), вербальные тики.

В депрессии у ребенка нарушено чувство идентичности. Он требует от родителей называть его другим именем. Или просит называть его, например, котенком, цыпленком. То есть ребенок заменяет свою идентичность просьбами называть себя каким-либо животным. В тяжелых случаях ребенок может ходить на четвереньках, мяукать, лаять, отказываться от нормального человеческого поведения. Часто сами родители бессознательно провоцируют ребенка на такое поведение, давая ему домашние прозвища и клички ("котенок", "цыпленок" и т.д.).

Ребенок и его симптом – это всегда свидетельство ненормальной обстановки в семье.

Маниакальные симптомы и синдромы у детей

Детей с подобными симптомами можно назвать гиперактивными детьми с синдромом двигательной расторможенности. Им свойственно двигательное беспокойство с чертами веселости. Такой ребенок гримасничает, корчит рожицы, кривляется. Его речь обычно ускоренная,он постоянно меняет темы разговора. Чувство стыдливости утрачено.

Общение со сверстниками при маниакальных симптомах нарушается. Дети просто не хотят общаться с таким ребенком. Поведение таких детей обычно квалифицируется педагогами как «плохое поведение». Дети бесцеремонны, дурашливы, некритичны, у них отсутствуют границы между собой и взрослыми.

Они не способны к длительной деятельности. В тяжелых случаях демонстрируют психопатоподобное поведение: неряшливость, разбрасывание вещей, могут быть агрессивны с опасностью для окружающих. Для психопатоподобного поведения характерны неадекватные реакции на события. Например, при показе сюжета об авиакатастрофе, такой ребенок может злорадно комментировать новость словами: "Так им и надо!".

Факторы возникновения депрессии у детей

Какие же факторы приводят к возникновению депрессии у детей? Их может быть несколько. Вот основные из них:

* Материнская депривация, либо длительное отсутствие матери.
* Серьезная социальная депривация плюс педагогическая аффективность (несправедливость, неадекватные наказания).
* Острые психосоматические заболевания.
* Смерть значимого для ребенка человека или домашнего животного.
* Под влиянием депрессии одного из родителей, который инфицирует ребенка своей депрессией.

Присмотритесь внимательно к своему ребенку. Возможно то, что вы принимаете за странности в поведении может быть именно проявлениями депрессии. Избавить ребенка от депрессии можно с помощью детского психоаналитика. В детском психоанализе при работе с детьми используется детская игровая терапия, в процессе которой ребенок избавляется от своих симптомов.

Андраханова Наталья



[Главная] [Психоанализ и психотерапия] [Терапия потерь и расставаний] [Детский и подростковый психоанализ]
[Психоанализ беременности] [Психосоматика]
[Семейная терапия] [Терапия депрессий] [Толкование сновидений] [Психоанализ и реклама]
[Новости] [Семинары] [Кинолекторий] [Статьи] [Библиотека] [Словарь] [Гостевая книга] [Контакты]



 

 

 

      © 2007, Natal'ya Andrakhanova, Elena Kraus, Mezhdurechensk