Этот фильм неизбежно сравнивают с оскароносной лентой «Игры разума» Рона Хауарда, хотя первая постановка пьесы «Доказательство» Дэвида Оберна на Бродвее состоялась в конце 2000 года, то есть за несколько месяцев до того, как начались съемки упомянутой картины.
Умирает светило математической науки (Энтони Хопкинс), автор множества революционных для своего времени работ, умирает в абсолютном одиночестве, потому что для его коллег и учеников старик умер давно, когда его поразил недуг, в результате чего он уже не мог работать, а потому последние годы жизни провел у себя дома, в тщетных попытках доказать самому себе, что еще чего-то стоит. Рядом с ним — его дочь Кэтрин (Гвинет Пэлтроу), подающий надежды молодой математик, она не может вернуться к учебе в университете, потому что не может бросить отца, как это сделала уехавшая в Нью-Йорк старшая сестра Клер (Хоуп Дэвис). За несколько лет до смерти отец убеждает дочь, что он готов снова работать, и они вместе берутся за задачу, которая по силам лишь гению. И однажды доказательство готово — в тот день дочь буквально против своей воли заглядывает в тетрадь отца и видит там лишь безумную мешанину бессмысленных слов и символов.
А потом отец умирает, завтра похороны. В их доме появляется молодой ученик отца Хэл (Джейк Гилленхаал), который пытается найти в сотне тетрадей, оставшихся после смерти ученого, хоть что-то, похожее на озарение гения. Дочь начинает медленно сходить с ума, чувствуя в себе признаки отцовского недуга, и не желая в это верить. А тем временем в доме появляются сначала сестра, а потом и тетрадь с доказательством.
Здорова героиня или больна, чье это доказательство, общие сомнения в авторстве на фоне романтической истории между учеником и дочерью ушедшего гения — основа для драматургии фильма. Драмы на грани между гением и сумасшествием, наитием и бездной мрака.
По материалам рецензии Р.Корнеева
|