Сайт психоаналитика Андрахановой Натальи
Психоаналитический портал, г.Междуреченск
Сайт психоаналитика Андрахановой Натальи
 
      Психоаналитик Андраханова Наталья Владимировна, тел. 8 903 994 35 11      

 

Фильм "Заводной апельсин"

Фильм содержит сцены секса и насилия, просмотр разрешен зрителям от 18 лет и старше.

Этот фильм, вызвавший в свое время культурный шок и ставший культовым, в полной мере отражает художественный стиль Стенли Кубрика и пронизан характерной для Кубрика мизантропией и пессимизмом. Пугающий и провокационный по содержанию, «Заводной апельсин» затрагивает сложную тему зла и насилия в современном обществе. Имеет ли государство и общество право лишать человека свободы воли, пусть даже в целях наказания и исправления? Может ли человек, личность, лишенная свободы воли, ставшая похожей на заводной апельсин, символизировать собой победу современных технологий над злом? Но наряду с социальными вопросами, в фильме глубоко затронута и природа человека. Откуда исходит агрессия? Каков человек без свободы воли? Как может садизм сочетаться с тягой к прекрасному, к музыке Бетховена, например?

События фильма происходят в недалеком будущем (относительно семидесятых). В фильме рассказывается о судьбе подростка Алекса (Малкольм Макдауэлл). Алекс очень любит слушать Бетховена, насиловать женщин и совершать акты «ультранасилия»: избивать бездомных, врываться в приличные дома и грабить жильцов, драться со сверстниками. Алекс сам рассказывает свою историю. Для рассказа он использует сленг «надсат» (англ. Nadsat), в котором смешаны английские и русские слова.

Совершив жестокое убийство и будучи подставленным друзьями-подельниками, Алекс попадает в тюрьму. Тюрьма оказывается для него невыносима, и он решает участвовать в экспериментальном «лечении», которое предлагает правительство, и после которого можно сразу выйти на свободу. «Лечение» заключается в том, что у человека вырабатывают условный рефлекс на секс и насилие: как только Алексу хотелось заняться сексом или подраться, у него начинался ужасающий, сводящий с ума приступ тошноты, от которого даже хотелось совершить самоубийство. А в качестве побочного эффекта, такой же приступ начинался у Алекса и при звуках ранее обожаемой им Девятой симфонии Бетховена.

Возвратившись домой, Алекс оказывается отвергнут своими родителями. В то же время общество внимательно следит, как новое экспериментальное «лечение» подействует на жестокого убийцу, об этом пишут все газеты. Лишенный всякой возможности защищаться, Алекс случайно встречается поочередно со своими жертвами и подельниками – и те и другие жестоко избивают Алекса, а последняя его жертва, политический оппозиционер, и вовсе мучает его Девятой симфонией, что заставляет Алекса выброситься из окна. Самоубийство Алекса, по планам оппозиции, должно было показать всю несостоятельность нового «лечения», предложенного правительством. Но Алекс выжил.

Только в больнице, окруженный всяческой заботой персонала, Алекс понемногу приходит в себя. Но забота оказывается не бескорыстна – в больнице Алекса навещает министр внутренних дел и просит притвориться, будто все в порядке, и будто лечение совершенно безопасное и эффективное. Взамен он предлагает Алексу высокооплачиваемый пост во власти, на котором Алекс должен будет улучшать имидж правящей партии, подпорченный его попыткой суицида. Алекс соглашается, понимая, что попытка самоубийства начисто стерла из него все результаты «лечения». Фильм завершается его зловещими словами: «Я полностью исцелился…».

* * *

После выхода фильма в Англии начались массовые молодежные беспорядки косвенно намекающие на фильм. В результате «Заводной апельсин» из-за обилия секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое». Однако же часть зрителей и критиков приняли фильм с восхищением. В журнале «Тайм» писалось: «Ни один фильм за последнее десятилетие (а возможно, и за всю историю кинематографа) не содержит таких изысканных и пугающих пророчеств о будущей роли культурных объектов – живописи, архитектуры, скульптуры, музыки – в нашем обществе…»

По материалам сайта "ВикипедиЯ"



[Главная] [Психоанализ и психотерапия] [Терапия потерь и расставаний] [Детский и подростковый психоанализ]
[Психоанализ беременности] [Психосоматика]
[Семейная терапия] [Терапия депрессий] [Толкование сновидений] [Психоанализ и реклама]
[Новости] [Семинары] [Кинолекторий] [Статьи] [Библиотека] [Словарь] [Гостевая книга] [Контакты]



 

 

 

      © 2007, Natal'ya Andrakhanova, Elena Kraus, Mezhdurechensk